На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

2 475 подписчиков

Свежие комментарии

Какого цвета бесцветное ?

 

Каждому хорошо знакомо такое явление природы, как интерференция. Проще всего наблюдать интерференцию света на картинке из статьи из Википедии. Далее по простоте следует способ научного разглядывания лужи на асфальте во дворе, куда стекает масло с соседской ржавой Волги. Третьими по простоте идут мыльные пузыри. Но и сними не все так просто. Во-первых, не так уж и просто приготовить хороший мыльнопузырьный раствор. Во-вторых, узоры на мыльной пленке постоянно движутся, мешают использовать постоянный свет и большие выдержки. Ну а в-третьих, вытянешь хорошую большую пленку, выставишь красиво свет, отойдешь съесть кулебяку, возвращаешься - а она уже лопнула!

К счастью, есть способ преодолеть все сложности и получить тонкую пленку для наблюдения интерференционной картины иным способом.




Для получения целлулоидной пленки понадобятся:
- бесцветный лак для ногтей; я использовал самый дешевый за 20 руб., первые два компонента в составе - этилацетат (растворитель) и нитроцеллюлоза (основа пленки), именно то, что и нужно
- тазик с водой
- различные каркасы, на которых будет сформирована пленка; форма значения не имеет, размер - чем больше, тем красивее, но и сложнее вытянуть что-либо приличное. Крайне желательно, чтобы вся пленка находилась в одной плоскости, для этого нужно использовать жесткие каркасы. Из того, что было под рукой, мне больше всего понравились серебристые кольца для подвески штор к карнизу
1.


Далее кисточкой лака для ногтей со свисающей каплей прикасаемся к поверхности воды и наблюдаем, как капля растекается по поверхности воды, формируя радужную пленку. Процесс растекания живёт своей жизнью и то получается красивый большой круг, то маленькие огрызки рванной формы.
Получившуюся пленку можно поддеть снизу петлей и вытащить
2.


Мне больше нравится способ, когда на пленку сверху накладывается кольцо, а уже потом тем или иным способом извлекается на воздух. Так получаются пленки с меньшим числом складок (на данном фото, конечно, их много, надо всё делать аккуратнее)
3.


Целлулоидная пленка очень нежная, может разорваться даже от ветерка. Неугодную пленку можно сжигать, горит она хорошо.
После высыхания на воздухе получаем готовый экземпляр для фотосессии
4.


Одинаковых узоров не бывает, заранее угадать, что получится сложно, поэтому лучше заготовить побольше колечек
5.


Теперь все готово к съемке. На фотоаппарат накручиваем макрообьектив, но можно и без него, если у вас достаточно крупные образцы.
Что нужно для наблюдения яркой интерференционной картины? Нужно, чтобы
а) источник света был большим и равномерным (например, покрытое облаками небо)
б) отраженный от пленки свет под возможно меньшим углом попадал в глаз наблюдателя (например, стоим сверху над лужей с масляной пленкой и смотрим на неё)
в) по возможности, ничего другого, кроме отраженного пленкой света, в глаз не попадало (напрмер, лужа на черном асфальте)

Если перейти от луж с масляной пленкой к целлулоидным пленкам в комнатных условиях, то:
а) светить куда-либо фонарём не подойдет; фонарь должен освещать белый экран, который уже отражается в пленке. Я использовал дешевый нынче плоский светодиодный китайский светильник размером 20х20 см и мощностью 9 Вт. Он показал прекрасные результаты. Можно, конечно, использовать вспышку с софтбоксом, но с импульсным светом замучаешься выставлять и выравнивать образец
6.


б) Есть 2 варианта постановки света и у каждого свои плюсы и минусы.
7.


Начнём со второго. Наиболее простейшая схема. Максимально возможно сближаем объектив и источник света. Перд ними помещаем образец с пленкой и опытным путём покручивания подбираем наилучший угол.
На простоте плюсы заканчиваются. Далее минус - плоскость пленки и фотосенсора не совпадают. При макросъемке и малой глубине резкости это заставляет закрывать диафрагму очень сильно. Конечно, ничто не мешает увеличить выдержку, но качество все равно несколько страдает

Чтобы плоскость целлулоидной пленки и фотосенсора совпали, нужно так сближать источник света и фотокамеру, чтобы они слились в одно целое. Так проделать на практики такое вряд-ли удастся, то можно схитрить и воспользоваться полупрозрачным зеркалом, известным в быту под названием стекло. Камера смотрит ровно на пленку, повернутую ровно на камеру. Между ними расположено прозрачное (и по возможности чистое) стекло под углом 45 градусов. Оно отражает свет от "лампочки" на пленку, а пленка отражает свет на камеру, который, хоть и частично затеряется на стекле, в довольно большой степени достигнет фотоаппарата.
Установка, работающая именно таким образом и изображена на фото 6.

Для сравнения: фото 8 снято методом 1 на диафрагме 32 (выдержка 1/4 с, ИСО 200), а фото 9 методом 2 на диафрагме 8 (1/6 с). Примерно одно и тоже, но заметно, что по методу 2 четкость изображения лучше.
8.


9.


Далее смотрим, что вышло на остальных кольцах. 10-е фото снято способом "1", а всё остальное уже через стекло
10.


11.


11-й объект, но с красным светом
12.


13.


14.


15.


Это кольцо будет продано в музей независимости Украины
16.


17.


Черная дыра слева - дыра в пленке
18.


19.


20.


21.


22.


На этом всё. Не забывайте, что только голова отличает человека от животных. Не поддавайтесь путам мракобесия и лженауки. Читайте учебник физики

PS
Если на дно тазика с водой положить лист черного картона, налить сверху пленку лака, а затем аккуратно достать лист, то можно получить радужную картину, которая, хоть и не такая яркая, зато её можно погладить даже грубой мозолистой рукой и сохранить в семейном альбоме
23.


 

Картина дня

наверх