На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

2 475 подписчиков

Свежие комментарии

В бортовое ПО Boeing 777-200 внедрена возможность дистанционного управления

 

 
In article 69674d76e0
Кабина Боинга 777
© Bill Abbott / flickr.com
 
Пропавший в марте Боинг 777. Как и отчего произошла эта катастрофа?

Скандально-известный гражданский журналист «Ридуса» Валентин Дегтярев, который ранее публиковал результаты собственных расследований гибели самолетов кампании Malaysia Airlines, пишет о скрытых возможностях по дистанционному управлению самолетами американской корпорации Boeing...

Что известно о самолетах серии Боинг 777? Дело в том, что самолеты эти уникальные. Их спроектировали по электронной схеме, без использования бумажных чертежей. Поэтому ещё на стадии проекта были сделаны существенные модернизации. Так Кабина экипажа оснащена новейшей системой Electronic Flight Bag (EFB), созданной компанией «Боинг».

Система EFB содержит данные, переведенные в электронную форму, которые необходимы пилотам для управления самолетом. Управление механизмами крыла, двигателями и шасси самолета полностью электромеханическое. Управление содержит электронные блоки, каждый из которых обслуживает группу модулей приводов самолета (В-777), в которую могут входить модули приводов различных каналов управления (тангаж, крен, курс). В другом варианте структуры каждый модуль привода имеет свой блок управления и контроля. Для сокращения числа электронных блоков модулей привода, возможно их объединение в единый электронный блок, обслуживающий все модули привода конкретного органа управления (например, элерона или интерцепторов).

То есть поясняю. Этот самолет не имеет механических приводов. Для изменения высоты полета, угла наклона машину (крен) и направления полета (курса) используется компьютер. Данные о маневрах пилотов поступают с органов управления самолета непосредственно на память бортовой ЭВМ. То есть штурвал самолета на самом деле это джойстик компьютера. Он связан только с бортовой вычислительной машиной. Сигнал обработанный ЭВМ виде электрического импульса передается непосредственно на механизмы самолета. Поэтому для управления полетом пилоты, в общем и целом, не нужны абсолютно.

Самолет по заданной программе может самостоятельно взлетать, следовать курсом, менять высоту и скорость полета, садится на посадку. При этом все данные полученные от диспетчеров направления, от датчиков самого самолета, поступают и обрабатываются все тем же компьютером. Поэтому машина может реагировать на все изменения полета. На этом принципе работают автопилоты самолетов серии Боинг 777−200. Напомню, что автопилот устаревших моделей самолета раньше был способен только держать курс и заданную высоту полета. Работал этот прибор по принципу гироскопа. 

Гироскоп (от гиро… и…скоп), быстро вращающееся твёрдое тело, ось вращения которого может изменять своё направление в пространстве. Г. обладает рядом интересных свойств, наблюдаемых у вращающихся небесных тел, у артиллерийских снарядов, у детского волчка, у роторов турбин, установленных на судах, и др. На свойствах Г. основаны разнообразные устройства или приборы, широко применяемые в современной технике для автоматического управления движением самолётов, морских судов, ракет, торпед и др. объектов, для определения горизонта или географического меридиана, для измерения поступательных или угловых скоростей движущихся объектов (например, ракет) и многое др.

Но функциональные способности автопилота Боинга 777 намного выше. Поэтому можно сказать, что самолет может управляться роботом. Полетная информация поступает по спутниковым каналам, или получается с датчиков самолета. Она выводится в обработанном и проанализированном виде на специальный планшетный компьютер iPad. Связь с оборудованием самолета можно поддерживать по интерфейсу Bluetooth или Wi-Fi. Bluetooth обеспечивает обмен информацией между такими устройствами как персональные компьютеры (настольные, карманные, ноутбуки), мобильные телефоны, принтеры, цифровые фотоаппараты, мышки, клавиатуры, джойстики, наушники, гарнитуры на надёжной, бесплатной, повсеместно доступной радиочастоте для ближней связи. Это беспроводная сеть с ограниченным радиусом действия.

Wi-Fi — то же беспроводная сеть. Но ограниченная небольшим радиусом действия. Все эти интерфейсы в самолете Боинг 777 защищены паролем. Для того, что бы избежать преднамеренного вмешательства в управление самолетом. На этом и была основана теория пропажи самолета Боинг 777 в марте 2014 года. По словам экспертов кто — то вмешался в систему управления. Отключил приборы слежения и радиосвязи. А затем управляемый извне самолет взял курс на остров Диего-Гарсия. Ну или в Афганистан, это как кто придумает. Главное никто из пишущих не знает, что дистанционное управление было в этом самолете всегда. Оно было предусмотрено ещё на стадии проекта. Обычно пишут про то, что после 2001 года США внедрили систему дистанционного управления (которая активируется с земли по команде диспетчеров). Но все гораздо сложнее чем кажется…

Напомню, самолет управляется компьютером. Именно связка «компьютер-человек» позволяет самолету находиться в воздухе. Для работы компьютера нужны разнообразные программы. Но не все программы безопасны для компьютера. Ряд программ направлены именно на уничтожение самого компьютера, или его памяти или аппаратной среды. Среди подобных программ, в первую очередь, следует упомянуть компьютерные вирусы. Однако имеются вредоносные программы еще одного класса. От них, как и от вирусов, следует с особой тщательностью очищать свои компьютерные системы. Это так называемые программные закладки, которые могут выполнять хотя бы одно из перечисленных ниже действий:

  • вносить произвольные искажения в коды программ, находящихся и оперативной памяти компьютера (программная закладка первого типа);
  • переносить фрагменты информации из одних областей оперативной или внешней памяти компьютера в другие (программная закладка второго типа);
  • искажать выводимую на внешние компьютерные устройства или в канал связи информацию, полученную в результате работы других программ (программная закладка третьего типа).

Программные закладки можно классифицировать и по методу их внедрения в компьютерную систему:

  • программно-аппаратные закладки, ассоциированные с аппаратными средствами компьютера (их средой обитания, как правило, является BIOS — набор программ, записанных в виде машинного кода в постоянном запоминающем устройстве — ПЗУ);
  • загрузочные закладки, ассоциированные с программами начальной загрузки, которые располагаются в загрузочных секторах (из этих секторов в процессе выполнения начальной загрузки компьютер считывает программу, берущую на себя управление для последующей загрузки самой операционной системы).
  • программные закладки (иногда их называют вирусами) могут изменить всю информацию о полете. Активировать включение автопилота (который пилоты выключить не смогут никогда). Набрать высоту и задать курс полета. По видам закладок очень интересны так называемые исполняемые закладки, ассоциированные с исполняемыми программными модулями, содержащими код этой закладки (чаше всего эти модули представляют собой пакетные файлы, т. е. файлы, которые состоят из команд операционной системы, выполняемых одна за одной, как если бы их набирали на клавиатуре компьютера); 
  • закладки-имитаторы, интерфейс которых совпадает с интерфейсом некоторых служебных программ, требующих ввод конфиденциальной информации (паролей, криптографических ключей, номеров кредитных карточек); 
  • замаскированные закладки, которые маскируются под программные средства оптимизации работы компьютера (файловые архиваторы, дисковые дефрагментаторы) или под программы игрового и развлекательного назначения. 

Чтобы программная закладка могла произвести какие-либо действия по отношению к другим программам или по отношению к данным, процессор должен приступить к исполнению команд, входящих в состав кода программной закладки. Как это происходит на практике? На примере самолета Боинг 777−200, это, возможно, происходило так. При обслуживание оборудования были тайно внесены изменения в виде паразитической вирусной программы, так называемой закладки. Компьютер управления до поры был абсолютно исправен. Но как только пользователь (пилот) набрал определенную команду (например для изменения курса) то произошла активация вирусной программы. Затем вирус (закладка) изменила курс полета, произвела изменения полета, изменила угол атаки полета.

Цитата: 

С учетом замечания о том, что программная закладка должна быть обязательно загружена в оперативную память компьютера, можно выделить резидентные закладки (они находятся в оперативной памяти постоянно, начиная с некоторого момента и до окончания сеанса работы компьютера, т. с. до его перезагрузки или до выключения питания) и нерезидентные (такие закладки попадают в оперативную память компьютера аналогично резидентным, однако, в отличие от последних, выгружаются по истечении некоторого времени или при выполнении особых условий). 

Понятно, что без помощи пилота сделать это было бы невозможно. Мне кажется, что это мог сделать тот пилот, что долго тренировался на тренажере дома, отрабатывая посадку на острова Индонезии. А именно Захари Ахмед Шах. При этом мне понятно, что «отрабатывал» Захари на своем дорогом авиационном тренажере. По результатам компьютерных «полетов» Захари Ахмад Шаха и была «написана» эта программа. Именно Захари отключил транспондеры в кабине и трюме самолета. А потом принудительно активировал программную закладку изменившую курс полета Боинга. Мне кажется, что ювелирно проделать многократно отработанную на тренажере посадку Захари побоялся. Доверился техническому прогрессу. Думаю этот шаг и привел самолет к катастрофе. Потеряв управление над самолетом, пилоты вынужденно взирали на то, как неисправный Боинг вместо полета по курсу начинает терять высоту. Падая в воды Индийского океана (ну или куда там ещё он мог упасть). 

Не учел Захари Ахмед Шах ещё одного. У всех программных закладок (независимо от метода их внедрения в компьютерную систему, срока их пребывания в оперативной памяти и назначения) имеется одна важная общая черта: они обязательно выполняют операцию записи в оперативную или внешнюю память системы. При отсутствии данной операции никакого негативного влияния программная закладка оказать не может. Ясно, что для целенаправленного воздействия она должна выполнять и операцию чтения, иначе в ней может быть реализована только функция разрушения (например, удаление или замена информации в определенных секторах жесткого диска). То есть если найти самолет, или его черные ящики, то можно будет найти записи о преднамеренном изменение курса. Кроме того, думаю, речевой самописец так же зафиксировал попытки экипажа вернуть управления самолетом себе. Так, что доказательства есть обязательно. Ну, а кто, или для чего это сделал, узнать будет несложно. Думаю все дело в страховке. Так как самолет застрахован на огромную сумму денег, то желающие получить свою долю найдутся обязательно. Ну, или, как вариант, месть одного из программистов или инженеров авиакомпании. Так, что загадок будет ещё очень много. Найти бы сам самолет…

 

Источник

Картина дня

наверх